8 главных страстей и борьба с ними по учению Иоанна Лествичника

Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого - отречение от земного, а конец - Бог любви. Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению. А кто не достиг сей меры возраста, тот еще младенец, и по точному свидетельству сердца окажется несовершенным. Мы признали за нужное прежде всего поместить в этой книге житие преподобного премудрого отца, чтобы читатели, взирая на его подвиги, удобнее поверили его учению. Не могу сказать с достоверной точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани; а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного, это мне известно.

Вы точно человек?

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Иное есть промысл Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным.

Иоанн Лествичник. От лжи должно уклоняться страхом Божиим. 7. Познавший себя постиг страх Господень и оным достигает врат любви.

Архимандрит Тихон Агриков Преподобный Иоанн Лествичник как представитель восточного аскетизма Сочинение кандидата богословия иеромонаха Тихона Агрикова , написанное им в году по кафедре патрологии Московской Духовной Академии, печатается впервые по рукописям, хранящимся в архиве МДА. Введение Священное Писание и творения святых отцов, как неисчерпаемые духовные источники животворной Божественной правды, открывают нам крестные и самоотверженные подвиги святых людей — людей Божиих, которые показали и оправдали своею высокою жизнью действительную и необходимую для каждого верующего в Бога борьбу со грехом.

Сам Господь наш Иисус Христос боролся с грехом, неправдою и расстройством человеческой природы и показал истинный, самоотверженный, даже до смерти, смерти же крестной ср.: Святые отцы Церкви и вообще все подвижники о Христе единогласно убеждают в необходимости подвига для всех верующих. К таковым относится и изучаемый нами аскет-подвижник — святой Иоанн Лествичник. Этот святой отец является истинным крестоносцем Христовым, подлинным подвижником и аскетом Восточной Православной Церкви.

Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем. Кто низложил первые три из главных страстей тщеславие, сребролюбие, чревоугодие , тот низложил вместе и пять последних блуд, гнев, печаль, уныние, гордость ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Правилом во всех случаях да поставляем по Богу совесть нашу просвещенную верою и заповедями Господними , и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию да распростираем и ветрила.

Во всех деяниях, коими стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: Когда бесы одолеют душу, и свет ума помрачат, тогда не будет более в нас, окаянных, ни трезвенного внимания, ни рассуждения, ни ведения, ни стыда, но место их заступят:

Ктоже неимеет страха Божия, тототкрыт нападениям диавольским» (прп. Ефрем Сирин). Иоанн Лествичник. Лествица, ,1,4). «Кто боится.

Беседа первая Мы все, братие и сестры, особенно страдаем двумя основными недостатками. Первый заключается в том, что мы не умеем молиться, не учимся молиться, не работаем над нашею молитвой, не готовимся к ней всею нашей жизнью. Второй же наш недостаток — отсутствие того основного, что было у всех угодников Божиих, что и в Ветхом Завете у пророков, и в Новом Завете было непременным условием служения Богу — страха Божия.

У нас его нет совсем или почти нет, и теперь многим кажется, что он и вовсе не нужен. Мы слишком часто забываем, что Господь не только Спаситель, но и Судия, что не только милосерд Он, но и справедлив, и Святая Церковь не перестает напоминать нам о необходимости иметь страх Божий, она постоянно напоминает нам о нем через творения святых отцов, через молитвы и церковные песнопения. Когда вы входите в церковь, вспоминайте, дорогие мои, молитву, которую произносит диакон на ектении: Эта общая молитва , произносимая в начале ектении, служит основанием для следующих за ней частных прошений:

Сокровищница духовной мудрости

В 4-ю Неделю Великого поста Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Иким Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исполнение заповедей Божиих заповедано нам в бессмертных духовных творениях святых отцов.

Исследова сии побуждения слез посредством страха Божия, постараемся приобрести те чистые и нелестные слезы, которые.

О том, что Бог не виновник зла"От чего же, говорят, болезни? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают и между тем все это - Божие произведение. Поэтому кого же иного, кроме Бога, признаешь виновником происходящего? Но близок к нему и ни мало не уступает ему в бессмыслии и тот, кто говорить, что Бог - виновник зла.

При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку. Сообщайте, пожалуйста, обо всех опечатках в текстах или неправильно работающих ссылках. Приглашаю желающих потрудиться к сотрудничеству, работа найдется для всех.

Иоанн Лествичник

О страхе Божием Поучение четвертое. Что хочет сказать нам чрез сие святой апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха:

Эта же мысль о страхе Божием вновь подчеркивается в Новозаветных книгах: Иоанн Лествичник, - иноплеменникам оным, которые побуждают тебя.

Где же дела любви? Где дух Христов в нас? Суетные, глупейшие мы люди! Праведность безсмертна, а неправда причиняет смерть: Преподобный Амвросий Оптинский Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как воню фимиама избранного; радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место упокоения своего.

Поучение четвертое. О страхе Божием

Мы мало знаем о его жизни до прихода на Синай, но это мало и печалит, потому что вся его истинная жизнь прошла в Синайской обители. Преподобный Иоанна Лествичник Предполагают, что родиной его был Константинополь. Гора Синай в Священном Писании часто называется горой Божией. С ее вершины был дан ветхозаветному человечеству закон от Бога, воспринятый Моисеем. Подвижники раннего христианства приходили сюда, ища безмолвия и уединения.

К веку Синай покрыли монашеские скиты, здесь скрывалась от гонений святая великомученица Екатерина.

О страхе Божием, страхе, который назван в Священном Писании началом Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на одну из основных.

Ум сам собою, будучи мысленным оком души, имеет великое просвещение и естественное разумение и благое рассуждение в себе в отношении ко всем предметам, и может испытывать оные с чудною мудростию, и знать, что добро и что зло. И эта способность разумения всегда в нас, так как она соединена с умом человеческим и неразлучна от оного; часто же, по собственной нашей вине, не действует в нас, потому что бывает зарыта и покровенна нашими страстями и грехами, как некий свет покровенный, который горит, но не светит, потому что он закрыт и пребывает без действия; если же его открыть, то он опять светится.

Так и духовный разум в нас. Помощь Божия подается верным, то есть христианам, содержащим истинную, или православную, веру, но недостаточным в добрых делах. Таковым Господь подает Свою помощь, чтобы они при истинной вере простирались и на добрые дела. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны, то есть над теми, которые, содержа истинную веру, тщатся и о творении благих дел, сколько им возможно. Милости Божией сподобляются работающие Богу, то есть посвятившие себя на служение Ему, и усердно служащие Ему день и ночь.

Утешения от Бога сподобляются любящие Его, то есть достигшие в совершенную меру любви Божией и в меру сыноположения. Ибо, как говорят Василий Великий и преподобный авва Дорофей, трояким образом можем мы угодить Богу:

Проповедь:"Спасительная сила страха Божьего" (Алексей Коломийцев)